Почему люди становятся вегетарианцами
Жестокость по отношению к беззащитным животным говорит о низком нравственном уровне общества. Ведь убийство есть убийство. Убив животное, можно спокойно убить и человека.
Этика создает условия для безопасной жизни человека в коллективе, обществе. Если человечество будет покровительственно относиться к слабым, неспособным к самостоятельной защите, оно станет намного выше в духовном плане. Там, где руководит сильнейший, люди сами страдают от проявлений жестокости и безнравственности других людей.
Почему люди приходят к вегетарианству?
Попробуем разобраться в том, почему люди приходят к вегетарианству. Приведем в пример бывшую жену П. Маккартни — Линду. Линда была хорошей хозяйкой, отлично умела готовить мясо. Но как-то, занимаясь на кухне разделкой мяса, Линда случайно выглянула в окно и увидела ягнят, резвящихся на солнце. Ей пришла в голову мысль, что, возможно, сейчас она разделывает одного из братьев или сестер этих маленьких ягнят. Она поделилась своими мыслями с мужем. С этого момента их семья исключила из своего рациона мясо. Линда стала проповедовать вегетарианство, вела активную пропаганду питания без мяса. Больше того, Л. Маккартни договорилась с пищевой фабрикой Великобритании о широком выпуске вегетарианских полуфабрикатов. Она была уверена, что, отказавшись от мяса, человек избавится от голода.
Распространенное понятие вегетарианства — питание без мяса. Однако вегетарианство — понятие более широкое. Это не просто определенный способ питания, но образ жизни. На данный момент 5% населения земного шара являются вегетарианцами, и это не предел. Увеличение численности вегетарианцев способствует работе обществ по защите прав животных.
В Великобритании имеется Вегетарианский научно-исследовательский центр питания, где проводится изучение влияния растительной пищи на организм человека. Здесь же имеется школа специалистов вегетарианской кухни. Проводится пропаганда среди молодежи — студентов, учащихся школ.
Вегетарианское общество в Великобритании ведет активную деятельность: выпускает массу печатной литературы и видеоматериалов по вегетарианству. Общество достигло определенных целей. Так, по всей стране открываются вегетарианские кафе, магазины.
Отказавшись от насилия, человек способен удовлетворять все свои нужды, даже в медицине можно обойтись без экспериментов на беспомощных животных. Существует направление медицины — натуропатия, базирующаяся на способах естественного лечения.
В Лондоне существует сеть вегетарианских ресторанов Крэнис, пользующихся широкой популярностью среди гостей и жителей столицы. В ресторане имеются салатный бар, соковый бар, магазин здоровой пищи, булочная. Приготовленные блюда делаются по собственным рецептам.
В 1990 г. Брэдфордским университетом проводилось исследование, касающееся отношения жителей города к вегетарианству. Были получены интересные результаты: из числа опрошенных 7% оказались вегетарианцами, из них 4% — женщины, представительницы прекрасного пола. Наибольшая популярность вегетарианства отмечается в двух возрастных группах: 16—24 года и 55—64 года, т.е. среди молодых людей и людей пожилого возраста.
В 1991 г. Вегетарианское общество в Великобритании организовало европейский конгресс вегетарианцев. На заседании конгресса присутствовали представители вегетарианских обществ почти всех стран Европы, на конгрессе был и господин С. Лита из Индии — руководитель Всемирного вегетарианского союза. На конгрессе присутствовали 300 депутатов из Польши и России.
Выступления докладчиков были очень интересными, охватывали вопросы не только оздоровительного, но и этического вегетарианства.
Поговорим о всемирно известных людях, являющихся вегетарианцами. Вегетарианство начинается с эпохи Античности. Здесь следует назвать имена Пифагора, Платона и Плутарха.
Пифагор известен как ученый, философ и основатель первой вегетарианской ассоциации. Учение Пифагора базировалось на гуманном отношении ко всему живому, включало в себя принципы справедливости и умеренности во всем. Пифагор утверждал, что пища без мяса возвышает человека, укрепляет его здоровье. Пифагор употреблял в пищу вареные или сырые овощи, хлеб и мед.
Платон является последователем Пифагора. Платон развил учение об идеальном обществе, построенном на принципах воздержания и благоразумия. Платон был противником употребления в пищу мяса, поскольку это связано с болезнями, разборками “свинопасов” между собой.
Плутарх также являлся сторонником вегетарианства, поддерживал точку зрения Пифагора на этот счет, удивляясь жестокости и безнравственности людей, убивающих животных с целью заполнения своего желудка.
Другими не менее известными людьми, придерживающимися вегетарианства, были Л. да Винчи и П. Гассенди. Л. да Винчи — гениальный ученый и художник эпохи Возрождения — приравнивал убийство животного к убийству человека. П. Гассенди — известный французский философ, изучавший математику, анатомию и астрономию, считал питание мясом убитых животных противоестественным, противоречащим природе человека. П. Гассенди опровергал мнение о том, что мясо дает силу, приводя в пример лошадей, буйволов, питающихся растительной пищей.
Сочувственно относился к проблеме исключения из пищи мяса великий английский поэт XIX в. П.Б. Шелли. П.Б. Шелли считал целью всей своей жизни борьбу со страданиями, рассматривал вегетарианство как действенную возможность нравственного роста человека.
Среди поборников вегетарианства необходимо назвать и таких философов, как А. Шопенгауэр и М. де Монтень. Оба придерживались мнения, что, убивая животных, человек превышает свои полномочия, рассматривали связь между нравственностью человека и вегетарианством.
Другой известный сторонник вегетарианства — Дж.Б. Шоу — выдающийся английский драматург и писатель. В своих драмах он высмеивал лицемерие людей, жалующихся на бесконечные войны и распри, одновременно каждый день осуществляющих убийство ради своих желаний. Дж.Б. Шоу убежден, что без мяса человек способен насытиться так же, как и с мясом. Все различие состоит в форме жизни, которую выбирает себе человек.
Нельзя обойти стороной имени Л.Н. Толстого. Л.Н. Толстой был убежден, что культура человека никак несовместима с безнаказанной жестокостью, убийством, кого бы это ни касалось. Он был убежден, что каждый человек несет личную ответственность за каждый съеденный кусок мяса. Л.Н. Толстой рассматривает ограничение в пище в виде отхода от мяса как первую ступень нравственного совершенствования человека.
Первой добродетелью человека, начиная со времен Сократа, было воздержание. Поэтому всякая добродетель тесно связана с воздержанием.
Л.Н. Толстой осуждает представителей своего сословия, которые ведут паразитический образ жизни. Вся их жизнь заключалась в стремлении к роскоши, праздности, обжорству. Одной из актуальных проблем обеспеченного класса является вкусная и обильная еда. Для такой богатой, разнообразной пищи необходимо умерщвление животных на бойне.
Л.Н. Толстой, как-то проезжая мимо на телеге, увидел, как режут домашнюю свинью. После этого он целенаправленно посетил одну из боен, чтобы своими глазами увидеть, что там происходит. Впечатление, полученное от ужасной бойни, радикально изменило жизнь писателя.
Л.Н. Толстой описывает чувства мясников. Поначалу мясникам было трудно перешагнуть через барьер “жизнь — смерть”, совершить убийство, потом уже несколько привыкли, но признавались, что им жаль убивать скотину. Ведь животные доверяют человеку, он их поил, кормил, ухаживал за ними, спокойно идут за хозяином, не подозревая об убийстве.
Началом борьбы за права животных является время создания первых обществ по защите животных. Впервые такое общество было создано в Лондоне в 1827 г. и называлось “Общество по предотвращению жестокости к животным”. Королева Виктория всецело его поддерживала.
В 1822 г. впервые в истории законодательства был принят закон против жестокости относительно животных. В этом приняли активное участие члены английского парламента Р. Мартин и его друг лорд Канупер. Оба отличались доброжелательным отношением к животным. Так, Р. Мартин даже вызвал на дуэль человека за убийство собаки его друга.
В принятом в 1822 г. законе против жестокости по отношению к животным главным аспектом была узаконенная в то время травля животных. Причем это было просто развлечением.
Р. Мартин активно защищал права животных. Так, он даже добился того, чтобы хозяин, избивший до полусмерти своего осла, предстал перед судом. Своими действиями Р. Мартин добивался широкой огласки, он стремился привить людям мысль, что насилие над животными запрещено законом.
В 1911 г., уже после смерти Р. Мартина, был принят Акт защиты животных, касающийся всех без исключения живых существ. Великобритания стала первооткрывателем в дни борьбы за жизнь животных. В других странах законы о защите животных были приняты несколько позднее. В Германии такие законы были приняты в период с 1833 по 1840 г. В 1850-х гг. аналогичные законы были приняты в скандинавских странах.
В США такие законы были введены в законодательство в 1820-х гг. В 1866 г. там было создано первое общество по защите животных. Во главе общества стоял Г. Берг.
Не остались в стороне и англоязычные страны: Австралия, Канада. Здесь также получило развитие движение по предотвращению жестокости к животным.
В 1959 г. было организовано уже международное общество защиты животных.
В нашей стране деятельность по защите животных развивалась значительно позже. В 1954 г. было создано Общество охраны животных при Московском отделении Всероссийского общества охраны природы. Инициатором этого стала Е.А. Антонова — преподаватель одного из вузов. Ее активно поддерживал В.А. Ватагин — художник-анималист.
Постепенно общества по защите животных стали появляться и в других городах России — Санкт-Петербурге, Вологде, а на территории Украины — в Киеве, Харькове, Одессе.
Похожие статьи
- Почему люди начинают пить?
- Причины онкологии у детей и молодых людей с точки зрения нетрадиционной медицины
- Диета для людей с 4 группой крови. Меню
- Диета для людей с 1 группой крови. Меню
- Вред загара. Почему вредно загорать в солярии
- Врачи потребовали обезопасить людей от мобильников
- Диета для людей с 3 группой крови. Меню
- Диета для людей со 2 группой крови. Меню
- Кофе, алкоголь, стресс
- Кумирство земного (по С.Н.Лазареву)