Системы вегетарианского питания
- сыроедение.
Восточные оздоровительные системы питания
Древняя восточная медицина является сторонницей питания без мяса. Большинство вегетарианцев стали таковыми в результате изучения философии Древней Индии.
Индийской системой оздоровления является йога. Йога возникла во II тысячелетии до н.э. В настоящее время йога представляет собой распространенную гигиеническую систему. Йога главное внимание уделяет не столько питанию, сколько духовному совершенствованию с помощью физических упражнений. Йога запрещает принятие в пищу мяса, так как считает, что вместе с мясом убитого животного человек перенимает его болезни.
Помимо йоги, в Древней Индии были и другие системы оздоровления. В Индии во II тысячелетии до н.э. существовали так называемые веды — священная литература. В ведах указывается, как нужно правильно питаться. В Древней Индии было запрещено убивать животных и есть их мясо. Древние индийцы придерживались того мнения, что животная пища отрицательно влияет на людей, делая их похожими на животных. Согласно учению мудрецов Востока умственные способности развиваются благодаря растительной пище.
В Древней Индии употреблялись в пищу фрукты, овощи, молочные продукты, яйца, финики, миндаль. Сырая пища составляет 80% от всей съеденной пищи.
Другая разновидность питания появилась в Китае 6 тыс. лет тому назад. Китайская философия считала, что все в пище имеет два начала — так называемые инь и ян. Учение о единстве и борьбе противоположностей изложено в учениях Лао Цзы и Конфуция. Согласно их учению инь представляет собой движение, энергию, способствующую расширению. Ян представляет собой энергию, устремленную внутрь.
Принцип “инь — ян” на практике заключается в том, что все люди, продукты питания делятся на инь и ян. Например, действие закона “инь — ян” в организме человека проявляется в виде расширения легких, сердца.
Инь обозначает прохладное, мягкое, сладкое, а ян, наоборот, — горячее, жесткое, горькое.
Среди растительных продуктов выделяют сильные, средние и слабые инь. К сильным относят картофель, сахар, шоколад, кофе, к средним — молоко, орехи, к слабым — хлебобулочные изделия, корнеплоды.
К сильным ян относят птицу, рыбу, яйца, к средним — зерновые культуры, к слабым — бобовые растения.
Согласно учению “инь — ян” необязательно применять все разнообразие продуктов питания в один прием. Ежедневными продуктами питания должны быть хлебобулочные изделия, овощи, бобовые растения, морские продукты. Фрукты здесь не указываются.
Это так называемая диета макробиотиков (дословно — “большая жизнь” — диета долгожителей). По исследованиям ученых, калорийность такой диеты составляет 2126 ккал, содержание в ней основных питательных ингредиентов таково: белков — 79 г, жиров — 40 г, углеводов — 361 г; микроэлементов: кальция — 859 мг, фосфора — 1539 мг, железа — 39,3 мг, аскорбиновой кислоты — 236 мг.
По сравнению с традиционной такая диета является низкокалорийной, содержит меньше жиров, избыточное количество аскорбиновой кислоты и железа. Больше сложных углеводов, легкоусвояемый сахар практически отсутствует. Долгожители так объясняют свое предпочтение сложным углеводам по отношению к простому сахару: сахар быстро всасывается в кровь, поэтому человек быстро насыщается, сложные углеводы перевариваются медленно и поддерживают значение сахара в крови на постоянных цифрах. Также сахар отрицательно влияет на процессы усвоения витаминов.
Мы рассмотрели две разные системы оздоровительного питания на Востоке, в основе которых лежит вегетарианство.
Сыроедение
Сыроедение — питание исключительно растительной пищей в ее натуральном виде. Синонимом термина “сыроедение” является слово “натуризм”.
Сыроеды утверждают, что от сырой растительной пищи человек перенимает непосредственно энергию живого растения, полученную им от Солнца.
Отмечено, что натуристы отличаются отменным здоровьем и высокой работоспособностью.
Натуральную растительную пищу болгарский профессор Т. Тодоров называет солнечной пищей. Т. Тодоров считает, что в растении в результате фотосинтеза накапливается энергия Солнца.
Бельгийский ученый Я. Дрисс считает, что, помимо фотосинтеза, растение накапливает энергию Солнца в виде биофотонов.
Одним из наиболее известных сыроедов является американский доктор Г. Шелтон. Г. Шелтон возглавляет в Сан-Антонио клинику лечения болезней естественными способами. Г. Шелтон подробно объясняет, сколько раз в день, через какой промежуток и как нужно употреблять пищу. Он утверждает, что аппетит человек определяет сам, т.е. он может заставить себя взять за правило есть мало или, наоборот, много. К примеру, сейчас считается правильным употреблять пищу три раза в день (на завтрак, обед, ужин). В древние времена люди принимали пищу только один раз в день, вечером после завершения рабочего дня.
В некоторых странах Европы до XVIII в. люди принимали пищу дважды в день.
Пища усваивается организмом от 10 до 16 ч. Она должна обеспечить человека энергией на весь день. Следует учитывать, что сам процесс переваривания пищи требует определенной энергии. Г. Шелтон рекомендует не завтракать, так как аппетит еще “не проснулся”, а потребление пищи без чувства голода бесполезно. Г. Шелтон допускает на завтрак стакан фруктового сока. В обед пища должна быть легкой. А вот за ужином разрешается плотно поесть. В случае, если человек три раза в день основательно “заправляется”, организм не справляется, быстро изнашивается и стареет.
Главным в естественном питании является употребление пищи по требованию, т.е. только при наличии чувства голода. Аппетит — дело привычки, он может появиться при виде, запахе пищи или наступлении установленного времени приема пищи.
В естественной системе питания рекомендуется воздерживаться от пищи в случае болезни — в данном случае у организма нет энергии для переработки принимаемой пищи.
Не рекомендуется есть перед серьезной работой, поскольку энергия человека тратится не на выполняемую работу, а на усвоение принятой пищи. Всем известна пословица: “Сытое брюхо к учению глухо”.
Другой важный момент естественного питания — есть не торопясь, т.е. для приема пищи должно быть выделено достаточное количество времени. Не допускается есть в спешке, на ходу, так как это противоречит всем законам физиологии.
Необходимо знать меру в еде, нельзя переедать. К перееданию может привести стимуляция вкусовых ощущений при виде большого разнообразия пищи на богато сервированном столе. Однако, если вы питаетесь растительной пищей, переесть достаточно сложно.
Г. Шелтон является противником разнообразия пищи, принятой в один прием. Он объясняет это тем, что именно разнообразие способствует перееданию и усложняет деятельность пищеварительной системы. Г. Шелтон придерживается раздельного питания, так называемой монотрофической диеты. При монотрофическом питании допускается за один прием съедать какой-либо один продукт.
Сыроедческая диета воспитывает нравственность человека. Такой способ питания требует выдержки, умения владеть собой, вводить ограничения.
Паты, принятые в различных религиозных конфессиях, направлены на укрепление духа человека, воспитание силы воли, а также очищение организма человека от вредных веществ.
Естественная система употребления пищи способствует отказу от вредных привычек, возвращает здоровье, воспитывает самоуважение.
Г. Шелтон дает следующие советы желающим перейти на сыроедение:
переключаться на употребление сырых растительных продуктов сразу и полно. Сначала будут отмечаться такие симптомы недостатка пищи, как слабость, головокружение, болезненные ощущения;
есть однокомпонентную пищу, поскольку разнообразие яств чревато перееданием;
начинать день с употребления свежих фруктов;
ограничить потребление салатов, причем салаты должны быть без пряностей, соли и масла;
использовать в питании различные сорта орехов как продуктов, являющихся источником белка;
есть жирную пищу раздельно с белковой;
есть продукты в свежем виде (сырыми);
пить исключительно воду и только при наличии жажды, поскольку другие жидкости представляют собой пищу (кофе, вино);
исключить из рациона питания мак, ограничить употребление рафинированного сахара;
быть умеренным в еде, не объедаться.
Г. Шелтон советует употреблять раздельно белки и углеводы, т.е. он считает традиционные комбинации из хлеба и сыра или картофеля и мяса неблагоприятными, поскольку для переваривания белков и углеводов требуются разные ферменты, действующие в противоположных кислотностях среды. Так, для переваривания углеводов оптимальной является щелочная среда, а для переваривания белков — кислая.
Г. Шелтон не рекомендует сочетать разные виды белка, например лецитин (белок яйца) и казеин (белок молока). Жиры Г. Шелтон предлагает употреблять изолированно, поскольку они нарушают переваривание белков, что создает благоприятные условия для развития гнилостных процессов в кишечнике.
Но не все утверждения Г. Шелтона правомочны. Ведь в естественных продуктах встречается сочетание различных пищевых ингредиентов.
Г. Шелтон — противник десертов. Так, он утверждает, что после мороженого у человека угнетается деятельность пищеварительных желез под влиянием термического фактора.
В России также есть натуристы. Например, журналист А.Н. Чупрун. А.Н. Чупрун стал тяжелым инвалидом еще в молодые годы. Традиционные методы лечения оказались неэффективными. Перейдя на сыроедение, А.Н. Чупрун почувствовал себя лучше. Со временем он стал абсолютно здоровым человеком.
В своем лечении сыроедением А.Н. Чупрун руководствовался книгой Н.В. Тарасова и Г.И. Бохановской “Сырая пища и ее приготовление”. А.Н. Чупрун собрал богатую литературу, касающуюся сыроедения, выступал с докладами в разных городах.
Чем питался А.Н. Чупрун? Дважды в день съедал салаты из овощей и зелени либо любого сорта орехов. Возможно употребление салатов в сочетании с вареным картофелем или хлебом. Утром съедал какой-либо свежий сочный фрукт, вечером выпивал чай из трав с небольшим количеством меда.
Другим представителем сыроедов является В. Даниэлян. Он также перешел к натуризму с целью борьбы со своими многочисленными болезнями. Прочитав в молодости книгу известного натуропата, Вагэ Даниэлян сразу же принял решение стать натуристом. В результате он излечился от своих болезней, стал выносливым и энергичным.
Какие приемы использовал Даниэлян?
Принятие пищи только при наличии чувства голода.
Употребление свежих фруктов и овощей.
Использование консервированного сока при отсутствии свежих растительных продуктов (например, зимой нет многих свежих фруктов и овощей).
Соотношение фруктов и овощей различно зимой и летом. Так, в холодное время года процент потребления овощей составляет 60%, а фруктов — 40%; летом, наоборот, процент потребления овощей составляет 40%, а фруктов — 60%.
Еще один представитель сыроедов — доктор биологических наук П.Х. Кискин — собрал интересные факты о дикорастущих растениях, например о крапиве, подорожнике, одуванчике.
Крапива содержит большое количество фитонцидов — веществ, оказывающих бактерицидное действие; витамины К, В1, В2. Традиционно из крапивы готовят салаты и супы. Наибольшую ценность представляет свежая крапива. Целебным действием обладают все части растения — листья, корни, семена.
Крапиву используют в качестве эффективного кровоостанавливающего средства; она обладает лактогенным действием (рекомендуется беременным женщинам и кормящим матерям); эффективна как противоглистное средство; оказывает тонизирующее, вяжущее, желчегонное действия; обладает послабляющим действием; используется как эффективное средство для укрепления волос.
Подорожник упоминается еще древними греками и римлянами. Подорожник используют в качестве продукта питания и лечебного средства. Листья подорожника богаты аскорбиновой кислотой, витамином К, b-каротином, содержат белок, полисахариды, танин, соли калия.
Листья подорожника добавляют в различные салаты. Сок его используют с лечебной целью при гангренозных язвах, бронхиальной астме, болезнях желудочно-кишечного тракта. Настой из листьев подорожника производит хороший отхаркивающий эффект, применяется при болезнях органов дыхания.
Одуванчик используется в пищу и при лечении болезней крови, заболеваний печени, селезенки, запорах, расстройствах сна, раздражительности, в качестве косметического средства для очищения пор и отбеливания ногтей. При лечении применяются преимущественно корни растения. В корнях содержатся витамин В2, холин, спирт, белок; в листьях — витамины В1, В2, аскорбиновая кислота, D, b-каротин, инозит, спирты.
В пищу применяют листья, корни одуванчика. Листья одуванчика добавляют в салаты, из обжаренных корней получают суррогат кофе. Перед непосредственным употреблением листья и корни одуванчика держат некоторое время в слегка подсоленной воде с целью избавления от горького привкуса.
Похожие статьи
- Влияние вегетарианского питания на атеросклероз и рак
- Лечебное питание при фенилкетонурии
- Лечебное питание при ожирении
- Лечебное питание при подагре
- Лечебное питание. Основные принципы
- Теория питания по группам крови
- Санаторно-курортное лечение при болезнях нервной системы
- Санаторно-курортное лечение при болезнях костно-мышечной системы
- БОЛЕЗНИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
- Раздельное питание